Андрей (andp2027) wrote,
Андрей
andp2027

Красно-черная гамма в революционной традиции. Ответ критикам Марша братства "Сути времени"

марш

Итак, этап Марша братства и гражданского сопротивления пройден. Хотел бы вкратце остановиться на реакции на него. Мною просмотрено несколько веток обсуждения в ЖЖ, и вполне прогнозируемо в комментах чаще всего обращают внимание не на содержание, а на форму его проведения. Обыденное сознание отличается от научного тем, что скользит по поверхности и видит только внешнее. Содержание объяснять бесполезно, для этого нужен самостоятельный труд со стороны критикана, а для этого, как минимум, нужно посмотреть видео митинга.

Что касается формы, то здесь обращают внимание на два момента: первый – марширование в коробках и колоннах, и второй –  единая черно-красная гамма колонн. По поводу первого сравнивают Марш с войсками КНДР. Они думают, что этим нас оскорбляют, на самом деле делают комплимент. Армия КНДР – одна из самых преданных и бескорыстных армий. Под преданностью я имею в виду преданность Родине и идее социализма. Под бескорыстием –полное отсутствие наемников в рядах вооруженных сил.

Подробнее хотел бы остановиться на черно-красной гамме. Некоторые договорились до того, что «Суть времени» использовала цвета ОУН-УПА. Но, во-первых, о символике движения нужно судить по его флагу, а он был и остается красным. Во-вторых, красно-черная гамма, хотя и использовалась и используется украинскими фашистами, но отнюдь не приватизирована ими. Надо еще разобраться, какой именно цвет соседствовал на флагах ОУН-УПА с черным, – собственно красный, в этом случае конечно же украденный у левых, или малиновый, издавна обозначавший на Украине разбойничью вольницу.
Показательно, что другие фашистские движения использовали в своей символике не красно-черную гамму, а либо один черный цвет (итальянские чернорубашечники, немецкие эсэсовцы), либо черно-бело-красное сочетание цветов, заимствованное нацистами у Ордена меченосцев, Тевтонского ордена и абсолютистской Пруссии (флаги НСДАП и «третьего рейха»).

В то же время есть много примеров использования черно-красной гаммы именно левыми революционными движениями. Особенно характерны эти цвета для Испании и Латинской Америки, где в рабочем движении исторически доминировали два течения – социалистическое и анархистское.  Цветом первого был красный, второго – черный. Соединение этих двух цветов заключало в себе идею единства революционного движения трудящихся, преодоления братоубийственной вражды социалистов и анархистов, шедшей на пользу лишь их общим врагам. Кроме того, в Центральной и южной Америке красный и черный цвета издавна были священными у коренных народов, сражавшихся с колонизаторами.

Впервые среди левых организаций красно-черный флаг использовала анархистская организация Коста-Рики Centro de Estudios Germinal, основанная в 1912 году. Флаги этих же цветов были у рабочих организаций Мексики в период революции, обычно датируемой 1910- 17 гг., и позже. Легендарный никарагуанский революционер Аугусто Сандино (1895-1934), работая в молодости на нефтепромыслах Мексики, тесно общался с анархо-синдикалистами этой страны. Впоследствии флаг его «Армии свободных людей», возглавившей сопротивление народа вторжению США, тоже был красно-черным.
Черно-красное знамя было у Иберийской анархистской организации, основанной в 1927 году и проявившей себя в период Испанской войны 1936-1939 гг. В гимне Анархистского Интернационала есть такие слова:
“В нашем красном цвете – кровь,
в нашем черном цвете – вулкан,
Черно-красного цвета
Наше победное знамя”
(перевод мой, почти подстрочный)
флаг анархистов
Флаг Иберийской анархисткой организации

У анархо-синдикалистов Испании, также имевших красно-черное знамя, красный цвет символизировал синдикализм и рабочее движение, черный – анархизм. Первые флаги испанских анархистов имели горизонтальное расположение цветов, позже – диагональное.

Черно-красное знамя было у легендарного кубинского “Движения 26 июля”, названного так в честь знаменитого штурма казарм Монкада и стоявшего у истоков Кубинской революции.

Под красно-черным знаменем поднялись против португальских колонизаторов в 1961 г. бойцы Народного движения за освобождения Анголы (MPLA). После победы, с 1975 г., эти же цвета составили основу флага новой независимой страны.

м 26 июля
Флаг Движения "26 июля"

Кубинский пример, несомненно, привлек к красно-черной гамме внимание других революционных организаций Латинской Америки, и не ее одной.

На флаге колумбийской Армии Национального освобождения (ELN), созданной в 1964 г., красный цвет символизирует свободу и кровь, пролитую в борьбе, а черный цвет – символ траура, который несут революционеры в память о павших в борьбе против эксплуатации.

елн
Флаг Армии Национального освобождения

Продолжая национальную и региональную традицию, красно-черный флаг поднял Сандинистский фронт национального освобождения Никарагуа (СФНО), созданный в 1961 г. В настоящее время страну возглавляет лидер СФНО Даниэль Ортега.

фслн
Флаг СФНО

Красно-черный флаг у Революционного левого движения (MIR) в Чили, созданного в 1965 году и существующего по сей день.

мир
Флаг MIR

А вот флаг Сапатистской армии национального освобождения (САНО) в Мексике. Поднятое ею во главе со своим лидером, субкоманданте Маркосом, восстание против символов неолиберальной глобализации – Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и проекта ее распространения на все Западное полушарие в виде Зоны свободной торговли Америк (АЛКА) – стало в 1994 г. одним из истоков всемирного антиглобалистского (точнее – альтерглобалистского) движения.

сапатисты
Флаг сапатистов в Мексике

Так что не все так просто и однозначно в красно-черном сочетании. Как бы ни пытались украинские фашисты присвоить эту гамму, идущую им еще меньше, чем павлиньи перья вороне, – никому уже не прервать великую революционную традицию, олицетворяемую  этими цветами.

Напоследок – слегка оффтопно, но органично красно-черной гамме, – поделюсь маленькой зарисовкой. Я хотел написать рассказ «Красная ниточка», но, видимо, до рассказа это не дотягивает, пусть будет так.

Когда закончился Марш братства и гражданского сопротивления, я шел по обычным улицам среди обычных прохожих. И вдруг впереди себя увидел человека в черной куртке, у которого на спине осталась и была заметна тонкая красная ниточка. Я понял, что это человек с марша, снявший красную куртку «Сути времени». И как-то подумалось, что вот такая же незаметная и тонкая красная ниточка связывает нас с большим красным коммунистическим будущим. И, кто знает, может быть, этот марш в России не дал ей порваться здесь и сейчас.


Tags: Латинская Америка, Суть времени, революция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments