Андрей (andp2027) wrote,
Андрей
andp2027

Два запаха капитализма (рассказ-эссе)


Коллаж Джо Уэбба.

Это почти документальный рассказ-эссе о событии, произошедшем со мной. В нем не выдумано ничего, кроме нескольких эпитетов, эмоциональных оценок. Это литературная обработка жизни. Как ее удалось обработать автору – судить читателю, а как ее удалось пережить – автору.

Я вошел в вагон московского метро глубоким вечером. Пассажирские толпы уже разошлись по своим квартирам, судьбам, счастьям и невзгодам. Вагон почти пуст. Я сел на место и вдруг почувствовал резкий приторный запах дорогого парфюма.

Чуть в отдалении от меня, вальяжно раскинувшись, восседала некая лоснящаяся дама с ярко выраженным «рублевским» социальным происхождением. Именно она источала по всему вагону синтетические волокна навязчиво-приторных духов. Было трудно определить ее возраст – настолько искусственно омоложенным смотрелось ее лицо, а, быть может, наоборот – это была юная девушка в маске хирургических операций. Пластические накладки как правило приводят лица и девушек и стареющих женщин к некоему единому возрастному знаменателю, когда уже точно определить их возраст становится невозможным. К лицу прилагалась всевозможные аксессуары «рублевской» лакшери-жизни, с близкого издалека выглядевшие в общей массе как розово-меховое пятно.

Как она здесь очутилась – оставалось для социальной психологии настоящей загадкой. Обычно подобные «цацы» метровское подземелье обходят стороной, или, точнее, объезжают на мерседесах. Некоторые же даже и не предполагают о существовании такого вида «нищебродского» вида транспорта.

Итак, психологическая наука молчала о причинах этого казуса. Я же рефлекторно предположил, что, должно быть, пробка на поверхности Земли заставила ее спуститься в это «адово подземелье». Впрочем, никакого интереса к нему дама кукольного вида не проявляла, будто его и не существовало вовсе, а сам факт ее присутствия оставался неведомой загадкой и для нее самой.

Уткнувшись в модный гаджет, дама не замечала шума, как будто находилась в процессе телепортации своего тела из одной точки своей лакшери-жизни в другую. В ее отформатированном роскошью мозгах даже не было тени гипотезы о том, что может произойти то, что произойдет на следующей остановке. А на ней весь ужас «социального ада» во всей своей прелести вторгся в ее благоустроенную жизнь неотвратимым и неумолимым запахом.

Двери открылись, и в проход, я заметил это боковым зрением, вплыла какая-то бесформенная черная глыба – одетая в несколько слоев грязных тряпок, шуб, пальто, каких-то безумных платков – БОМЖиха. Первое и окончательное, что вторглось в вагон еще до того, как она в него вошла – был запах. Каждый, кто регулярно пользуется метро, знает этот запах. При подробном описании его происхождения может возникнуть лишь одно ощущение – тошнота. Этот черный, непроницаемый, зловонный, всепоглощающий, невыносимый аромат. Задерживаешь дыхание, чтобы его избежать и с ужасом считаешь секунды до следующего глотка воздуха. А потом в одно мгновение вдыхаешь это зловоние и опять ждешь, не дыша. А оно обжигающим потоком разливается по твоим легким.

Глыба встала посредине вагона каменным изваянием. Поезд тронулся, но оно даже не пошелохнулось – так прочно и устойчиво притягивал вес всех этих дурно пахнущих вещей.

Но даже это зловоние не могло перебить первого приторного запаха лакшери-куклы. Эти два запаха каким-то причудливым образом переплелись друг с другом также, как случайно встретились эти две противоположные жизни – жизнь опустившейся БОМЖихи и жизнь опустившейся в метро напомаженной престарелой девы (или юной старухи). Два запаха подчеркивали и усугубляли друг друга, на их контрасте и в их слиянии рождался какой-то новый отвратительный оттенок.

Насколько зловонный запах черной глыбы был невыносим для меня, человека готового в подобным «сюрпризам» метрополитена, настолько, нет десяти- тысячекратно он был нестерпим для этой привыкшей только к сладостному парфюму. Наверное, для нее это был аналог «газовой камеры», простите, но только это сравнение приходит на ум.

Вначале она, кажется, не поняла, что происходит: оторвала голову от телефона и несколько секунд в растерянности водила ею в разные стороны. Поняв, что это не помогает, она вскочила с места и стала метаться по вагону, будто в агонии. Между тем глыба спокойно и прочно стояла на прежнем месте. Контраст ощущался не только в двух запахах, но и в геометрии их движений.

Две абсолютные противоположности, каким-то необъяснимым и невероятным образом пересеклись в одном пространстве. Еще никогда я не был свидетелем такого яростного столкновения, такой встречи двух социальных антиподов, находящихся на низшем и высшем «этажах» общества.

И тут я подумал, точнее, ощутил два разных чувства, два разных отношения. С одной стороны, я испытывал одинаковое отвращение к ним обоим. Но в случае с БОМЖихой оно было рефлекторным, спонтанным, а по отношению к «даме» - рациональным, осознанным.

С другой стороны, я вдруг явственно почувствовал разницу моего отношения. К кому я ближе? На чьей я стороне? Ближе я мог быть только к тому, к кому мог испытыть сострадание, кто вызывал жалость, желание пожалеть. Чёрную глыбу я мог пожалеть, сострадать ей, но ни капли чего-то подобного по отношению к забившейся в конце-концов в противоположный угол вагона напарфюменной светской дамы у меня не было.

Передо мной вдруг предстала воочию наглядная модель современного общества. В этой уникальной встрече в метро будто были сглажены все вариации, все разнообразие. Здесь и сейчас передо мной – в рафинированном, четком виде – было явлено наше общество. Иступленное, лоснящееся богатство на одном полюсе и жуткая, беспросветная, зловонная бедность с другой. И пустота между ними.

Сколько украденных радостных дней, месяцев, лет этой БОМЖихи было заключено в каждой фритюльке, меховом завихрении этой «львицы»? Сколько сладости и радости было выкачано из жизни этой черной глыбы, чтобы создать этот концентрированный приторный запах парфюма? Сколько криков отчаяния овеществлено в каждом клике по сенсорному экрану модного телефона? Сколько шепота отчаяния в шуршании складок ее модной юбки? Можно ли это посчитать?

Какому великому ученому дана это формула человеческого неблагополучия, рождающего благополучие и комфорт других? Ведь принцип сохранения энергии действует и здесь – в человеческом обществе, только формулируется иначе. Если в одном месте убывает, то где-то в другом концентрируется и собирается.

Принцип сохранения счастья? Нет это слово не подходит. Ведь счастлива ли по-настоящему эта утопающая, а, быть может, утонувшая, в роскоши «примадонна»? И, может быть, стоящая посредине вагона в стоическом спокойствии черная глыба испытывала и способна испытать такие высоты счастья, какие той в ее айфонном кругозоре, и не снились? Слишком много вопросов.

На следующей остановке дама предсказуемо пулей вылетела из вагона и побежала к выходу, наверное, ловить такси. Глыбу, словно каменное изваяние, увез поезд. Я вышел на пустой перрон и стал ждать нового поезда. Нового поезда и новых ответов.


P.S. Огромная благодарность vsilvestrov, который помог мне в редактировании этого текста.


Tags: капитализм, поэзия, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andp2027 april 19, 2015 07:03 17
Buy for 20 tokens
Продолжаю писать сказки. На этот раз сказка о волшебном Лесопарке. В одном волшебном зоопарке достаточно недавно – еще в досказочные времена (то есть до написания этой сказки) – взяли да и отменили клетки, а сам зоопарк переименовании в Лесопарк. И теперь все животные могли свободно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 142 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →