Андрей (andp2027) wrote,
Андрей
andp2027

Что такое научная фантастика? И при чем тут коммунизм?


Я убежден, что фантастика - это мощнейший инструмент предвидения и даже создания будущего. Собственно, исходя из этой предпосылки, я и писал фантастические рассказы. Но, вот, неожиданно для самого себя я стал объектом литературного исследования. Признаюсь, приятно) Автор пытается найти ответ на вопросы, что такое НФ и как в советской (и не только) фантастике реализован образ будущего коммунистического общества. С некоторыми тезисами можно поспорить, но в целом крайне интересный заход. Текст публикуется в авторской редакции. Автор - Филипп Арифулов:



Отправным пунктом этого доклада я решил сделать известное высказывание Циолковского:

«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка; за ними следует научный расчёт, и уже в конце исполнение венчает мысль». [26]
То есть, фантастика – это необходимый момент движения к Будущему. Отсюда ясно, что надо её исследовать в единстве с прочими проявлениями культуры.

Мы идём к пониманию роли научной фантастики в обществе, её смысла. Но этому пути нужно предпослать какое-то определение объекта исследования (нельзя шагать, не отталкиваясь от чего-то). Вот что говорит БСЭ:

«Научная фантастика… - особый вид художественной фантастики, возникающий в эпоху становления современной науки (17—18 вв.)… Основан, подобно другим её видам, на «реализации несуществующего» в фантастических образах; но, в отличие от них, его предметом являются психологические и социально-духовные последствия (социально-философские, культурные, нравственные) реализации типичных возможностей природы и общества, в силу их специфики (глобальность и многозначность тенденций, абстрактность научных представлений) не улавливаемых традиционными формами искусства.» [3]

Хорошее пояснение дано в работе Л. Ребровой:

«Фантастика… представляет собой род литературы (хотя не единственный) который по самой своей природе отражает представления общества и человека о будущем.» [20]

О фантастической живописи и кино Л. Реброва упоминает кратко, справедливо отмечая их вторичность по отношению к литературе.
Таким образом, научная фантастика – это жанр искусства, которое, в свою очередь, является формой общественного сознания, то есть, относится к надстройке. НФ отражает Будущее общества, в чём и состоит её особенность.
 
Очевидна, «тавтологична» по крайней мере ещё одна связь научной фантастики с обществом – отражение научной фантастики соответствующим разделом литературоведения. Здесь обзор источников доклада будет совпадать с обзором самого предмета. Это, с одной стороны, поможет представить общую картину жанра, не портя при этом впечатления от конкретных произведений; с другой – в ограниченных рамках доклада позволит как-то охарактеризовать большой массив текстов.

Особо интересными являются те литературоведческие исследования, которые написаны самими фантастами.

Рассмотрение НФ есть, например, в «Советии» А.В. Лазаревича. Писатель отмечает роль промышленной революции в становлении жанра: «Возникло представление о техническом прогрессе - т.е. представление о том, что техника, как и весь мир, тоже эволюционирует от простого к сложному, и что завтра техника будет гораздо более совершенной, чем сегодня, что тут же породило соответствующую литературу - научную фантастику. Научная фантастика могла родиться только в 19-м веке, поскольку до этого у людей не было ясного представления о техническом прогрессе, а, следовательно, и не было смысла описывать технику будущего - в представлении большинства людей средневековья техника завтрашнего дня была такой же как сегодняшняя.» [12]

И здесь, снова видя упоминание решающей роли 19-го века, мы приходим, на первый взгляд, к противоречию с жизнью. Ведь до промышленной революции были коммунистические утопии, были и произведения «технической» фантастики. В обзоре В.И. Бугрова [4], например, упоминается самый ранний научно-фантастический текст – «Правдивая история» Лукиана из Самосаты, относящийся ко второму веку нашей эры. Но здесь противоречие мнимое, таящееся в обозначениях. Логико-историческая терминология (см., напр. [5]) даёт формулировку: научно-фантастические произведения, написанные до промышленной революции – это лишь предпосылочные формы жанра.
 
Один из примеров диалектического понимания НФ – работы Г.С. Альтшуллера (писавшего под псевдонимом «Г. Альтов»).
Г.С. Альтшуллер, основываясь на единстве творческого процесса в изобретательстве и НФ, с 1964-го года разрабатывал регистр фантастических идей [1]. Среди них было выделено 11 классов (что похоже на схему, применённую в МПК).

Эти исследования, наряду с альтшуллеровской теорией изобретательства, стали основой методики развития творческого воображения. В её рамках, например, учеником Г.С. Альтшуллера П. Амнуэлем был написан учебник «Удивительный мир фантазии», дающий представление как о теории фантастики, так и о ТРИЗе [2].

Один из важнейших результатов, полученных Г.С. Альтшуллером – способность НФ порождать изобретения и открытия, а не просто отражать их.

Если посмотреть «раскидку» фантастических произведений по классам Альтшуллера, то мы увидим, что в разное время это распределение различно. Самый простой пример – класс «кибернетика» до появления компьютеров практически отсутствовал. А в наши дни темы искусственного интеллекта, «дополненной реальности» – в центре внимания фантастов. Здесь мы видим пластичность самого Будущего, отражаемого литературой…

…Или испытывающего её воздействие. Так, например, в повести К.Э. Циолковского «Вне Земли» [25] популяризуются идеи реактивного движения, ранее изложенные Константином Эдуардовичем в научных трудах; она оказала большое влияние на ракетчиков 1930-х годов. В свою очередь, работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» формировалась как отрицание, развитие идей, которые Жюль Верн излагал в романе «Из пушки на Луну».
Другой пример – в рассказах А. Пятакова «Вит Взорин» и «Лекция» показано, как может применяться логико-исторический метод познания. [18,19] Научная фантастика – мощное средство популяризации научных и технических идей (конечно, этим её функции не исчерпываются).
Конечно, не только Г.С. Альтшуллер рассматривал фантастику как предмет литературоведения. Хороший обзор фантастических произведений есть у С. Лема. Построена классификация часто исследуемых проблем; рассмотрен ряд специфических черт жанра: например, парадокс, связанный с лексикой (наш современный язык не позволяет верно отразить Будущее; обилие авторских неологизмов не позволяет отразить Будущее доступным читателю образом). Писатель отмечает, что у НФ произведений есть три функции, свойственные литературе вообще: ознакомительная, нравственно-поучительная и развлекательная, а также специфическая функция прогнозирования. [14]

Несколько различно, несколько схоже глядели на НФ наши классики. Вот пример мнения Стругацких: «Прием введения фантастического элемента, даже если фантастическое произведение трактует классическую литературную проблему, обостряет и концентрирует эмоции автора, а значит, и читателя.» «Как литература рациональная, фантастика успешно вводит думающего читателя в круг самых общих, самых современных, самых глубоких проблем.» [24] То есть, здесь работает принцип «фантастика пишется как реалистическая литература, только с особым акцентом на главной мысли».

Иначе у Ефремова: «Вот и получается: с одной стороны - всевозможные придумки, фантазии, гипотезы, обуревающие ученого, а с другой - бессилие добыть для них строго научные доказательства.» «…Естественно желание рассказать об открытом вами мире, сделать его явным для других.» [4] Тут мы видим взгляд на «самодвижение», «самовыражение» Будущего.
 
Следует отметить, что выше рассмотрена НФ с научно-теоретических позиций. То есть, это рефлексия авторов, а не жанра. Конечно, видно, что её результат зависит от онтологии автора. Например, если исходить из наперёд заданной конечной сложности мира, то появляется «потолок» технологического развития, достигаемый довольно быстро [9] – а следовательно, и «верхний предел» для жизни фантастики.

Интересный пример такой теории, построенной в марксистско-ленинском ключе, можно найти в ранних статьях С.Б. Переслегина – специалиста по теории систем.

«Фантастика всегда выражала социальную позицию интеллигенции.» - говорит С.Б. Переслегин. «Конструирование вымышленной Вселенной подчинено своим правилам. Она должна быть жизнеспособной и, значит, опираться на реальность: иными словами, фантаст не выдумывает будущее, но ищет его следы в настоящем. Фантастика и реализм образуют два мира, лежащие по ту и по эту сторону зеркала познания.»

«Для общества же, находящегося на переломе истории… тяготение к созерцанию мира сменяется попытками изменить его. Возрастает интерес к фантастике.» И дальше, об одном конкретном этапе становления жанра: «В условиях недостаточной разработанности модели социализма, фантасты двадцатых стали разведчиками, призванными предупредить общество о грозящих ему опасностях.» [16]
Конечно, в классовом обществе есть воздействие на духовную жизнь со стороны той или иной идеологии. Для фантастики Будущее – это объект исследования, но предмет выбирается автором.

Не только отдельные идеи, но и мировоззрение может передаваться автором читателю. Л. Реброва пишет: «…Если мы сейчас займёмся теоретическими разработками коммунистического идеала и пропагандой этого идеала среди населения, то без художественных образов в этой работе мы просто не сможем обойтись. А такие образы нам может дать прежде всего советская фантастика…» [20] Кстати, известный литературный интернет-проект «СССР-2061» построен, по-моему, в этой логике.

Можно привести один конкретный пример, связанный с творчеством Стругацких – прогрессорство. В газете «СВ» №7 С.Е. Кургинян достаточно резко высказывается в связи с ним. Признавая влияние образа прогрессоров на позднесоветскую интеллигенцию, он указывает, что здесь отражены вполне реальные разведчики. И что прогрессорство – это «эксперимент над Историей». [10]
Тут, конечно, вспоминается, что разведка наша действительно специфически взаимодействовала с Историей. Только было это в странах Третьего мира. Даже формулировка наличествовала: «скачок из феодализма в социализм». И этот процесс действительно во многом верно отражён в идее прогрессорства.

Кстати, а какая была альтернатива? Равноправные субъект-субъектные отношения? Действительно всерьёз рассматривалась модель цивилизаторства – то есть, не советская (или американская), а британская, колониальная, более ранняя. В фантастике такой вариант можно встретить, например, в трилогии С.А. Снегова «Люди как боги» [21-23].

Другой пример: С.Б. Переслегин указывает на важную роль творчества А. Азимова в победе США над СССР. (Эта победа понимается, в первую очередь, как психологическая.) Запрет произведений Азимова в Советской стране рассматривается Сергеем Борисовичем как военная операция. [15]

Независимо от отношения к таким выпадам, мы видим, что идеологическое значение НФ возрастало со временем. Так, в шестидесятых годах в связи с ростом интереса масс к фантастической литературе в нашей стране стали организовываться клубы любителей фантастики. Там, например, рассматривались вопросы теории и истории НФ, проблемы современной (тем дням) науки; организовывалась художественная самодеятельность [6,8,17]. В 1984 году против КЛФ открыли кампанию в прессе; однако движение выстояло. Это яркий пример низовой самоорганизации в советском обществе; он был отмечен, например, в работе С.Б. Переслегина [16].
 
Итак, как с научно-технической, так и с идеологической стороны мы видим, что:
– В плане познавательном фантастика сообщает нам о Будущем; прогностическая функция выступает здесь как момент познавательной.
– В плане поучительном фантастика готовит нас к работе с ним.
С другой стороны, очевидно, что:
– В плане познавательном фантастика формулирует образ Будущего на том языке, который доступен нам.
– В плане поучительном фантастика воздействует на наше отношение к Будущему.
То есть, формулировка Переслегина: «фантасты как разведчики» верна не только для двадцатых годов. Фантастика с одной стороны – разведка Будущего для современного общества; с другой стороны – разведка современного общества для Будущего.
При этом важно, что с течением времени возрастает активная роль фантастики – как по отношению к Будущему, так и по отношению к современности. Образно говоря, от простого наблюдения мы переходим к разведке боем. Это связано с тем, что фантастика – человеческая деятельность, а деятельность человечна в той мере, в которой она преобразует свой предмет, сама изменяясь [5].
 
Много фантастических и литературоведческих проблем осталось, конечно, за рамками настоящего доклада, открытых вопросов полно.
Можно представить себе отражение научной фантастики искусством, особенно фантастическим – то есть, художественное рассмотрение научной фантастики как меняющейся. Это интересный случай, когда субъектом рефлексии выступает литературный жанр; в терминологии С.Б. Переслегина он становится «информационным объектом» [7]. Мне в качестве таких произведений известны лишь повести Лазаревича [11, 13].

Интересно, что достаточно много времени не было такой рефлексии футурологии. У С. Лема, по крайней мере, сказано: «Любопытно, что в футурологии не существует прогнозов, представляющих мир с активной футурологической составляющей. Футурология, не включающая саму себя в прогнозируемые миры, похожа на Фому Неверующего.» [14]
Совсем неизвестны случаи отражения фантастическим искусством теории НФ.

Литература
1. Альтшуллер Г.С. Регистр фантастических идей http://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp

2. Амнуэль П. Удивительный мир фантазии http://amnuel.info/

3. БСЭ

4. Бугров В.И. О фантастике всерьёз и с улыбкой http://www.lib.ru/RUFANT/BUGROW/o_fantastike.txt_with-big-pictures.html

5. Вазюлин В.А. Логика истории

6. Веллер М. Разговор о будущем: полемические заметки http://www.fandom.ru/about_fan/veller.htm

7. Дельгядо Ф., Исмаилов Р. Краткая теория информобъектов
http://traditio.wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF_%D0%94%D0%B5%D...

8. Завгородний Б. «Ветер времени» приглашает http://www.fandom.ru/klf/klf_volgograd_5.htm

9. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского на рубеже XXI века/послесловие к сб.: Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной

10. Кургинян С.Е. Регрессоры/ «Суть Времени» №7 https://gazeta.eot.su/article/regressory

11. Лазаревич А. Сеть Нанотех http://technocosm.narod.ru/nanotech.htm

12. Лазаревич А. Советия http://technocosm.narod.ru/k2f/Sovietia_toc.htm

13. Лазаревич А. Технокосм http://technocosm.narod.ru/Technocosm.htm

14. Лем С. Фантастика и футурология. Т.1.

15. Переслегин С.Б. «Кто хозяином здесь? Напоил бы вином…» (Нетрадиционное исследование итогов Второй и Третьей мировых войн) http://lizard.jinr.ru/~tina/Sistema/Kosmos/pereslegin/per149.html

16. Переслегин С.Б. Фантастика 80-х: причины кризиса http://lizard.jinr.ru/~tina/Sistema/Kosmos/pereslegin/per204.html;

17. Полануер С. Приходите в «Зазеркалье» http://www.fandom.ru/klf/klf_volgograd_1.htm

18. Пятаков А. Вит Взорин http://forum.ilhs.info/attachment.php?aid=89

19. Пятаков А. Лекция http://2061.su/forum/index.php?/topic/310-lektciia-filosofsko-poetichesk...

20. Реброва Л. Творчество Георгия Мартынова и советская фантастика http://forum.ilhs.info/attachment.php?aid=137

21. Снегов С.А. Вторжение в Персей

22. Снегов С.А. Галактическая разведка

23. Снегов С.А. Кольцо обратного времени

24. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Почему мы стали фантастами http://www.rusf.ru/abs/ludeni/publ-6.htm

25. Циолковский К.Э. Вне Земли

26. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами

ИСТОЧНИК

Tags: коммунизм, фантастика
Subscribe
promo andp2027 april 19, 2015 07:03 17
Buy for 20 tokens
Продолжаю писать сказки. На этот раз сказка о волшебном Лесопарке. В одном волшебном зоопарке достаточно недавно – еще в досказочные времена (то есть до написания этой сказки) – взяли да и отменили клетки, а сам зоопарк переименовании в Лесопарк. И теперь все животные могли свободно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments