Андрей (andp2027) wrote,
Андрей
andp2027

Новый учебник но древней истории. Введение.


Я начинаю публикацию учебника по древней истории, написанного ученым-марксистом Еленой Николаевной Харламенко. Текст написан кристально чистым и ясным языком и будет интересен всем интересующимся прошлым человечества. Сегодня публикуется введение:


Введение.

1.Что такое история и как ее изучают.

История – это наука о том, как жили люди в прежние времена. Историю изучают уже давно. Первым историком, которого мы знаем, был Геродот – ученый, который жил около 2500 лет назад в Греции. Он написал книгу, в которой рассказывал о жизни многих народов, эта книга называлась «История». Так появилось название науки.
После Геродота многие ученые разных стран писали о прошлом своих и чужих народов. Писали они и о тех временах, которые для них были настоящим, а для нас стали далеким прошлым. Их книги помогают современным историкам изучать минувшие времена. Поэтому их называют письменными источниками. Есть у историков и другие письменные источники: литературные произведения, документы, письма.

Люди оставляют после себя не только книги и документы, но и здания, орудия труда, домашние вещи. Многие древние города погибли в огне от пожаров, от наводнений и извержений вулканов. Другие города люди забросили. Погибшие и брошенные города и селения постепенно покрывались песком, пеплом, речным илом. За многие годы они оказались под землей. Там, где люди жили постоянно, за столетия на улицах скапливался слой пыли и мусора. Люди мостили новые улицы и строили новые дома поверх этого слоя. Под старинными городами лежит много таких слоев – чем глубже, тем древнее.

Учёные раскапывают древние города, поселения, могилы древних людей. Предметы, которые находят при раскопках, называют вещественными источниками. Историческая наука, изучающая прошлое по вещественным источникам, называется «археологией», что значит наука о древности», а сами ученые археологами.

От прошлого до нас дошли не только вещи и документы, но и слова разных языков. Все языки, на которых говорят люди, постепенно изменяются, но многое в них сохраняется с глубокой древности. По тому, какие слова сохранились с древнейших времен, а какие были заимствованы у соседей, можно многое узнать о прошлом народа, говорящего на этом языке. Например, если в языке одного народа слова «корова», «овца», «коза» возникли самостоятельно, а другой народ заимствовал эти слова у первого, – значит, первый стал разводить домашних животных раньше, а второй научился этому у него и взял обозначающие их слова из его языка. Наука, изучающая развитие языков, называется «языкознанием».

Еще одна наука, которая помогает историкам, называется «этнография», что значит «описание народов». Она изучает культуру и обычаи разных народов. Некоторые народы еще недавно жили почти так, как большинство других жили 5-6 тысяч лет назад. Этнографы записали их сказания, песни, обряды и обычаи. Они собрали и сохранили их орудия труда, одежду, домашние вещи. Все это помогает понять, как могли жить люди в глубокой древности.
Этнографы изучают не только жизнь отсталых народов. В культуре и обычаях любого народа сохранилось много следов древних времен, потому что обычаи складываются и живут веками. Например, на вышивках и резных ставнях домов, которые делали в России в позапрошлом веке, сохранились изображения богов, которым поклонялись тысячи лет назад.

Благодаря всем этим наукам ученые многое узнали о прошлом разных народов. Но им известно еще далеко не все. По многим вопросам существуют разные мнения. Некоторые события известны не полностью, некоторые даты тоже известны приблизительно. Поэтому и в учебнике вы встретите слова: «Около 1300 г. до н.э.» или «Вероятно».
Изучение истории не закончено и никогда не закончится. Тот, кого история заинтересует, может со временем стать историком. Но знать основные события из прошлого надо каждому. Почему – это вы поймете, изучая историю.

2. Письменные источники.

У многих древних народов существовала письменность. Люди создавали литературные произведения , составляли документы, писали друг другу письма. Цари приказывали делать на скалах и каменных плитах надписи, прославлявшие их. Писали на глиняных табличках, коре деревьев, черепашьих панцирях, полотняных и шелковых тканях. Многие из этих надписей сохранились до нашего времени. Но языки, на которых они были написаны, давно забыты. Некоторые древние государства погибли от землетрясений или извержения вулканов, и вместе с ними погибли их языки. Другие страны погибли из-за войн. В некоторых завоеванных странах люди начинали говорить и писать на языке завоевателей и забывали свои языки. Грамотных людей в древности было очень мало; если они погибали, то их письменность уже никто не мог понять.

Чтобы просесть написанное на забытых языках, ученым надо было расшифровывать древние письмена. Впервые это удалось французскому ученому Ф. Шампольону. Еще в начале позапрошлого века он расшифровал письменность древних египтян. В начале прошлого века чешский языковед Б. Грозный прочел письмо народа хеттов. Письмо древних жителей Крита расшифровал английский исследователь М. Вентрис, а письмо индейцев майя – наш соотечественник Ю. В. Кнорозов. Благодаря их работам стало возможно читать тексты, написанные на давно забытых я зыках.

Письменность многих народов еще не расшифрована, и исследования продолжаются. Ю. В. Кнорозов и его ученики долго работали над расшифровкой письменности древних народов Индии.

3. Счет лет в истории.

В разное время разные народы по-разному вели счет лет – летосчисление. У одних народов был солнечный календарь, у других – лунный. Летосчисление разные народы начинали с разных событий, иногда действительных, иногда – вымышленных. Многие цари приказывали начинать отсчет лет от первого года своего царствования. Древние греки вели летосчисление от первых Олимпийских игр. Изучая историю, вы узнаете о разных летоисчислениях и способах составления календаря.

Но для того, чтобы люди разных стран могли понимать, о каком времени идет речь, нужно общее летосчисление. В наше время большинство народов ведет летосчисление от легендарной даты. Легенды рассказывают, что около 2000 лет назад в Палестине в образе Иисуса, сына плотника, родился бог и прожил среди людей 33 года. Только 500 лет спустя попытались подсчитать, когда это произошло. Так появилась дата, от которой принято начинать нашу эру.

Год перед первым годом нашей эры называют первым годом до нашей эры (сокращенно пишут I г. до н. э.), год перед ним – вторым годом до н. э. Счет лет до нашей эры идет в обратную сторону.

Сто лет составляют век или столетие, десять веков – тысячелетие. Века и тысячелетия принято обозначать римскими цифрами.

Теми же цифрами обозначаются тысячелетия.

4. Историческая карта.

Для того, чтобы изобразить, как расположены на земле города и страны, торговые пути, как расселялись разные народы и куда совершались военные походы, служит историческая карта.

На исторических картах, как и на географических, все расстояния уменьшены в одинаковое число раз. Север изображается сверху, юг – снизу, восток – справа, запад – слева. Возле края карты помещают объяснения условных знаков, которые использованы на карте.
Люди живут среди природы. Природа влияет на их жизнь, а сами они – на природу. Поэтому на исторической карте всегда обозначают моря и реки, иногда – горы, леса и пустыни. Чтобы хорошо понять историю народа, нужно внимательно посмотреть по карте, в каких природных условиях он жил.

На карте видно, какие народы были соседями, а какие жили далеко друг от друга; какие пути связывали по суше, рекам и морям разные народы; где их разделяли леса, горы и пустыни. Когда вы будете изучать историю разных народов, полезно будет сравнить по карте расположение их стран, окружавшую их природу и подумать, что в ней могло быть общего и что – различного, как это повлияло на развитие народов, могли ли они знать друг о друге и влиять друг на друга.

5. Периоды истории.

В разные времена люди жили по-разному. Различались их орудия труда, их жилища и поселения, их одежда и домашние вещи. По-разному люди решали общие дела и разными были их отношения друг к другу. Поэтому всю историю делят на периоды. Первый период – это Древнейшая история, второй период – Древняя история. В этом году вы изучите Древнейшую историю и начнете изучать Древнюю.

Продолжение следует...


Tags: история, марксизм, учебник по древней истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments