Андрей (andp2027) wrote,
Андрей
andp2027

Боливарианская революция во всемирно-историческом процессе. Доклад в Каракасе.


Граффити Каракаса "Все мы дети гигантов"

Недавно мне посчастливилось участвовать в Международном саммите солидарности "Все мы - Венесуэла", проходившем  в Каракасе с 16 по 19 сентября. Следуя своей академической привычке, я подготовил доклад. Нельзя же, подумал я, приезжать с пустыми руками, точнее с пустой головой)) Выступить с ним не удалось, поэтому публикую его в блоге. Как мне кажется, в подобном широком философском контексте еще никто не рассматривал Боливарианскую революцию. Далее будет много постов и фоторепортажей из Венесуэлы, но начать боливарианскую серию постов хотелось бы именно с текста доклада:


А. Н. Пятаков
Боливарианская революция во всемирно-историческом процессе: ее место и значение для будущего.

Товарищи!
В начале выступления я хотел бы представиться. Я являюсь представителем четырех организаций и социальных движений – три из них российские и одна – международная.

Во-первых, это Международная логико-историческая школа (МЛИШ), представители которой есть в Бразилии: Германии, Греции, Португалии и Турции. В Греции уже существует ряд кружков этой Школы, которые объединены в организацию «За революционное преобразование человечества». Школа ставит целью развитие классического марксизма в соответствии с реалиями ХХI века, поскольку исходит из того, что марксизм – это не отдельная устаревшая теория ХIХ века, но ядро, зародыш мировоззрения ХХI и последующих веков. Школа объединяет последователей советского ученого-марксиста В.А. Вазюлина, автора фундаментального труда «Логика истории», пока не переведенного на испанский язык.

Во-вторых, это российское патриотическое коммунистическое движение «Суть времени», внесшее немалый вклад в то, чтобы остановить сценарий переворота по типу «цветной революции» в России. «Суть времени» является активнейшим участником Комитета солидарности с Боливарианской революцией и очень тесно сотрудничает с венесуэльским посольством в Москве. Я являюсь членом движения «Суть времени».

В-третьих, это социальное движение «Венсеремос», которое также развивает принципы солидарности с Боливарианской революцией.

Наконец, в-четвертых, это Рабочий университет имени И.Б. Хлебникова, сайт которого вносит крупный информационный вклад в освещение политических процессов в Боливарианской Венесуэле и Латинской Америке в целом.

От лица этих четырех общественно-политических организаций я хотел бы выразить полную и безоговорочную поддержку революционных процессов, происходящих в Боливарианской Республике Венесуэла.

Свое выступление я хотел бы посвятить малоизученному аспекту Боливарианской революции – ее взаимосвязи со всемирно-историческим процессом. Никакое явление невозможно познать, если изучать его изолированно, только из самого себя. Боливарианская революция – это революционный процесс, который является частью более широкого – всемирно-исторического революционного процесса. И понять ее подлинное значение и роль в отрыве от этого широкого контекста - невозможно.

Сейчас мировые монополизированные СМИ и их наемные интеллектуалы хотят убедить всех в том, что мы живем в мире «конца истории», нас хотят лишить видения перспективы. Но общество без перспективы – это то же самое, что человек без будущего, без завтрашнего дня. Это подавленное и дезориентированное общество. Вариацией на тему «конца истории» является и термин «конец прогрессивного цикла» в Латинской Америке, которым обозначают будто бы предопределенный откат прогрессивных преобразований и приход на смену левым правительствам правоконсервативных режимов. Это ложь, которую нам пытаются внушить, чтобы отнять у нас дух исторического оптимизма – неотъемлемую часть марксистского мировоззрения. Да, консервативные силы добились временных успехов, но во-первых, не во всех странах «левого поворота», во-вторых, даже там, где они овладели властью, их позиции крайне непрочны, а в некоторых случаях (как в Бразилии) – по сути нелегитимны.

Объективно существует долгосрочная историческая перспектива, которая позволяет утверждать, что революционный прогрессивный процесс нового типа во всемирном масштабе в минувшем ХХ веке только начался. Эта перспектива не столь очевидна для массового общественного сознания, но не пытаться осмыслить ее научными методами уже сейчас – значит затруднить ее осмысление и в дальнейшем.

Сейчас «левый поворот» переживает серьезный кризис, но кризис – это отнюдь не конец. Кризис всегда открывает новые и неизвестные возможности, любая система развивается через кризисы. С точки зрения исторических пессимистов, кризис – это конец, с точки зрения оптимистов – это завершение прежнего этапа и начало нового. Боливарианская революция очень хорошо это продемонстрировала в нынешнем 2017 году.

Несколько месяцев назад многим казалось, что неолиберальная оппозиция вполне способна методами уличного насилия развязать гражданскую войну, спровоцировать широкомасштабное вмешательство извне. Но 1 мая 2017 г. все общественные силы, солидарные с боливарианской Венесуэлой, получили настоящий подарок – президентом Николасом Мадуро было объявлено о созыве Национальной Конституционной ассамблеи. Ее успешное избрание 30 июля, несмотря на все попытки правых сорвать голосование, наглядно продемонстрировало широту социальной базы Боливарианской революции. Сама Ассамблея – это новый орган революционной власти, с началом работы которого открывается новый этап преобразований. Потенциально– это орган посткризисного мирного развития, недаром оппозиция, делая ставку на насилие, так стремится его дискредитировать.

Переходя к рассмотрению роли Боливарианской революции во всемирно-историческом контексте, я хочу отметить, что в рамках Логико-исторической школы разрабатывается новая периодизация революционного социалистического процесса, который лишь начался в ХХ веке. В рамках этой периодизации проводится разделение на ранние и зрелые социалистические революции. ХХ век был веком исторического марафона ранних социалистических революций. Это разделение введено на основе подхода К. Маркса и Ф. Энгельса, а также ряда советских историков, различавших ранние, зрелые («классические») и поздние буржуазные революции. К ранним революциям принадлежат итальянская и португальская XIV в., чешская XV в., испанская (революция комунерос), германская и нидерландская XVI в. Переходного типа – сочетавшими в себе черты последних из ранних и первых из зрелых – были две английские революции XVII в. К «классическим» относятся Великая Французская революция, а также североамериканская, испанские и латиноамериканские конца XVIII – начала XIX вв. К поздним буржуазным революциям классики марксизма и советские историки относили европейские и американские революции середины-конца XIX в., а также две Российские, Мексиканскую и ряд азиатских 1905-17 гг., непосредственно предшествовавших ранним социалистическим революциям.

Аналогичным образом, ранние социалистические революции – это лишь первый, начальный этап широкого исторического процесса. Впереди нас ждут новые попытки (успешные и неудачные) продолжить этот процесс. Одним из критериев зрелых социалистических революций должно быть достижение такой стадии революционного процесса, когда может быть достигнута «точка невозврата» в прошлое, когда риск контрреволюции будет минимален. В ранних социалистических (как и ранних буржуазных) революциях он еще очень высок, и трагический опыт социалистической революции в СССР, распад европейского социалистического содружества это наглядно продемонстрировали.

Похоже, что венесуэльская революция представляет собой переходный тип социалистических революций – от ранних к зрелым. Боливарианская революция, будучи мишенью упорных и агрессивных атак сил контрреволюции, наглядно демонстрирует способность к выживанию, к сохранению преемственности процесса. Ярчайший пример – это созыв Национальной Конституционной ассамблеи, уникальный опыт для нынешнего и, возможно, будущих поколений, который показывает, как можно приблизить «точку невозврата». Впереди еще предстоит большая и трудная работа, но начало положено.

2017 год – это год двух революционных юбилеев первостепенной важности. Первый – это столетие победы Великой Октябрьской Социалистической революции в России. Второй юбилей, на который, к сожалению, мало обращают внимание а пределами Латинской Америки, – это пятнадцатилетний юбилей пролога Боливарианской революции: восстания 4 февраля 1992 года, возглавленного Уго Рафаэлем Чавесом Фриасом. В 1998 году была одержана электоральная победа, но начало было положено именно в 1992 году. Сегодня Боливарианская революция видится как первая социальная революция ХХI века, преемница и верная продолжательница дела, начатого Октябрьской революцией.

Если меня спросят, каковы основания, позволяющие мне сохранять исторический оптимизм в это сложное время, я отвечу так. Оснований несколько: жизненность Кубинской революции, Боливарианская революция в Венесуэле, «Процесс перемен» в Боливии, «Гражданская революция» в Эквадоре, мирное продолжение никарагуанской и сальвадорской революций 80-х гг. У каждого из этих процессов есть свои противоречия, но они не отменяют их исторической роли. В настоящее время главной осью, становым хребтом всех этих революционных процессов, безусловно, остается Боливарианская революция.

Стратегическое и историческое предназначение Боливарианской революции видится мне в сохранении историко-генетической связующей нити между ранними социалистическими революциями ХХ века и зрелыми социалистическими революциями, которые нас ждут если не в среднесрочной, то уж точно в долгосрочной перспективе; в том, чтобы не дать погаснуть революционному пламени, зажженному Великим Октябрем.

Завершить свое выступление я хотел бы стихотворением, написанным мной после физического ухода Команданте Уго Чавеса. Стихотворение называется «Человек человечества».


Человек человечества.
                                                             Памяти Уго Рафаэля Чавеса Фриаса,
                                                             первого революционера в XXI-м веке

Перед рассветом построен взвод
революций от Мирафлорес* до Спасской.
«Лидер первой Боливарианской,
два шага в вечность вперед!

Собирай разведку в двадцать второй,
нужна прочная связь с нашими».
Чавес идет, и шаги за спиной
на площадях отзываются маршами.

Тебе, Команданте, еще предстоит взойти
на краснорубашечный митинг твоих Америк,
твоей Революции – соединить в пути
тихоокеанский и атлантический берег.

На первом уроке, листая страницы учебника,
школьник увидит карту «Наша планета»
и про себя подумает: «Знаю, вот это –
Наша Европа, а это – Наша Америка**».

«…в городе – Чавес-мятеж…» «…снова Уго-восстание»
«… в Техасе успешный боливарианский прорыв…»
Это – события близкого расстояния,
это свежие новости, что ты жив.

Могучим ритмом исторического хода,
пульсируя событиями дня,
сердце твое бьется в груди народа,
вечный огонь пламенных слов храня.

Слышишь, приветствуют Ориноко и Анды
«До победы!», «До вечности, Команданте!»***.
Слышишь, бьют в твою честь куранты –
идущему по пути в Adelante****.


* Президентский дворец в Каракасе.
** Термин «Наша Америка» в лексикон латиноамериканских патриотов ввел Х. Марти, впоследствии он стал у них общеупотребительным. «Наша Америка» включает Латинскую Америку и Карибский бассейн. Термин, выражающий идею единства латиноамериканских народов, использовался Х. Марти в порядке противопоставления Северной Америке, точнее – США. Автор данного стихотворения полагает неизбежным грядущее коммунистическое объединение человечества, в свете чего противопоставление двух Америк будет исторически преодолено. Поэтому в контексте данного стихотворения предлагается расширенная трактовка термина «Наша Америка» в смысле всего Западного полушария.
*** Лозунги латиноамериканских революционеров: «Hasta la victoria, siempre!»,- «До победы, навсегда!»; «Hasta siempre, Comandante!» - буквально «До вечности, Команданте!»
**** Вперед, дальше – исп.

Скачать текст доклада в формате pdf можно здесь.




Tags: Боливарианская революция, Вазюлин, Венесуэла, марксизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andp2027 april 19, 2015 07:03 17
Buy for 20 tokens
Продолжаю писать сказки. На этот раз сказка о волшебном Лесопарке. В одном волшебном зоопарке достаточно недавно – еще в досказочные времена (то есть до написания этой сказки) – взяли да и отменили клетки, а сам зоопарк переименовании в Лесопарк. И теперь все животные могли свободно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments