Андрей (andp2027) wrote,
Андрей
andp2027

Революционное летоисчисление (часть 1)


Э. Делакруа. Свобода на баррикадах.

Несколько лет назад я написал довольно большую статью о революционном летосчислении в разные исторические эпохи в разных странах. Попытался описать, как общественные преобразования влияли на изменение восприятия исторического времени. Сейчас, в преддверии юбилейного 2017 года решил опубликовать ее. У СССР тоже был свой новый подход. Статью разделил на несколько частей, так как довольно большой объем, в один пост точно не уместиться. Статья была где-то опубликована, но сейчас уже на просторах рунета не найдешь ее, поэтому решил актуализировать. Первый пост вводный, а также в нем будет рассказано о французском опыте. Потом СССР, Куба, Венесуэла и другие страны. Итак, первый фрагмент:


Революционное летосчисление: Великая Французская революция – СССР – Куба – Венесуэла – далее везде

ВВЕДЕНИЕ

Любая общественная революция представляет собой качественное и прогрессивное преобразование жизни общества (в отличие от контрреволюции – качественного, но регрессивного преобразования). Революционные преобразования имеют различные формы. Одной из форм, выражающих обновление общественной жизни, происходящее в ходе и с победой революции, является введение нового календаря.

Действительно, в представлении творцов многих революций (как буржуазных, так и социалистических) революция открывает новую эру. В Советском энциклопедическом словаре даётся два значения слова «эра» (от латинского aera – исходное число): 1) в хронологии – начальный момент системы летосчисления, а также сама система летосчисления (например, христианская или новая, наша эра, мусульманская эра); 2) крупный исторический период. Революция представляется революционерам как эра в первом значении, то есть начальный момент крупного исторического периода – эры во втором значении.

Введение нового летосчисления после революции обозначает не только отрицание старого мира, полный и окончательный разрыв с ним, но и начало строительства, созидание нового мира по новым законам и правилам. И второй момент оказывается, пожалуй, главным и определяющим. Новый мир, возникающий из пламени революции, не вписывается в лекала и стандарты старого мира и требует новых величин и измерений, нового летосчисления.

Великая Французская революция и Парижская коммуна.

В новой истории ярчайшим примером нового летосчисления был опыт Великой Французской революции: 5 октября 1793 г. декретом Конвента был введён в действие республиканский (революционный) календарь. Прототипом его был выпу¬щенный в конце 1787 г. «Альманах честных людей» поэта-ате¬иста, публициста Сильвена Марешаля. За свои воззрения Марешаль был посажен в тюрьму, а его «Альманах» сожгли. За начало летосчисления, или новой эры, в республиканском календаре принимался день провозглашения во Франции республики – 22 сентября 1792 г., соответственно летосчисление «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись.

Новый календарь носил антимонархический и антикатолический характер. Воскресные дни отменялись. Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Месяцы делились на три декады по 10 дней с одним выходным (праздником) в конце каждой декады, оставшиеся дополнительные 5 или 6 дней года назывались санкюлотидами. Вместо католических праздников вводились революционные и празднование дня декады: праздничными были первый день и все дополнительные дни года. Первый дополнительный день — праздник Гения, когда прославлялись выдающиеся изобрете¬ния и открытия; второй – праздник Труда; третий – праздник Подвигов; четвертый – праздник Наград; пятый – праздник Мнения (общественной критики), шестой – день Олимпиад.

Месяцы республиканского календаря получили новые названия по характерной для них погоде, растительности, плодам или сельскохозяйственным работам [1]:
вандемьер – месяц сбора винограда (1 вандемьера = 22 сентября)

брюмер – месяц тумана,
фример – месяц холодов,
нивоз – месяц снегов,
плювиоз –месяц дождей,
вантоз – месяц ветров,
жерминаль – месяц всходов,
прериаль – месяц лугов или трав,
флореаль – месяц цветов (цветения),
термидор – месяц жары,
мессидор – месяц жатвы,
фрюктидор – месяц плодов.

Каждый день года также получил особые названия. Календарь был отменен Наполеоном с 1 января 1806 г.
Однако республиканскому календарю было суждено вновь появиться во всемирной истории на очень недолгий срок. В дни Парижской коммуны – первой в человеческой истории попытки создать пролетарское государство – с 18 марта по 28 мая 1871 г., революционное летосчисление вновь обрело свои права. После разгрома Парижской Коммуны во Франции опять был введён григорианский календарь.

Продолжение следует...


Tags: революция, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andp2027 april 19, 2015 07:03 17
Buy for 20 tokens
Продолжаю писать сказки. На этот раз сказка о волшебном Лесопарке. В одном волшебном зоопарке достаточно недавно – еще в досказочные времена (то есть до написания этой сказки) – взяли да и отменили клетки, а сам зоопарк переименовании в Лесопарк. И теперь все животные могли свободно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments