Андрей (andp2027) wrote,
Андрей
andp2027

Фильм «Байкальские каникулы» - современная «Гостья из будущего».


Посмотрел недавно фильм «Байкальские каникулы». Не скажу, что это шедевр, далеко не так, но картина явно нацелена на то, чтобы затронуть струны ностальгии по советскому идеалу. В фильме этот идеал местами представлен довольно иронично, оно и понятно. Но эта ирония не злая, без сарказма и стеба. В целом же фильм сделан с большой теплотой к и ностальгией по советскому. Предлагаю рецензию на этот фильм:

Не скажу, что в фильме в лоб ставится вопрос патриотического воспитания, хотя при желании можно увидеть и его. Важно не это.

В фильме очень оригинальный сюжет: подросток из 2016 года – Колька – попадает в советский пионерский лагерь, и одновременно советский пионер Сашка перемещается во времени на его место в современный лагерь, где преимущественно отдыхает «золотая молодежь». И эта коллизия и столкновение, противоречие двух эпох показаны очень хорошо. Вообще тема путешествия во времени со времен «Гостьи из будущего» как-то выпала из детского кино, как и само кино выпало куда-то в неизвестном направлении. Ну да, были «Мы из будущего», но это явно не детское кино.

Несмотря на то, что фильм снят на профессиональную камеру, то есть картинка довольно современная и "гламурная", актеры – подчеркнуто любители. Порой кажется, что режиссер нарочито показывает, что это любители. В фильме только один-два профессиональных актера. Видно, как большинство актеров переигрывают или недоигрывают. Это, скорее, кинокапустник (я это говорю не в укор, а как о достоинстве). Поначалу меня это коробило, но потом я понял, почему это нормально, почему это даже органично.


А вот почему:

Любительская игра и монтаж только подчеркивают это стихийное, неоформившееся чувство тоски по настоящему. Если бы фильм был снят суперпрофессионально и со «звездами», то эффект был бы не тот. А так любительским подходом создается атмосфера искренности и обаяния – что люди пытаются донести некую идею не из-за денег, а по доброй воле. Не исключаю, что сам фильм был снят в режиме игры, как развлечение (в хорошем смысле слова) ребят во время смены в лагере. В этом состоит ценность фильма.

Это не ангажированный, не алчущий прибыли и высоких рейтингов, а народный, лишенный лоска профессионализма фильм. Этот фильм – низовое, стихийное стремление показать контрастность былого советского и капиталистического российского. В этом, на мой взгляд, основная идея фильма.

Современный парень, избалованный и процифрованный, тоскует в одиночестве в лагере себе подобных, отчужденных гаджетами подростков. Его желание убежать из одиночества туда, где бы его понимали, где он нужен – сбывается. Он попадает в пионерский лагерь, где благодаря своим необычным современным навыкам становится если не лидером, то нужным человеком. И он сам удивляется, что может быть нужным!

И наоборот, пионер, пападающий в современность, выделяется на общем фоне своим наивным стремлением к коллективизму, взаимовыручке, более высоким уровнем эрудиции и образованности.

В фильме прекрасно показана эта контрастность между прошлым и настоящим, и явно пользу прошлого, где пусть и ходят строем и поют одну песню, но делают это дружно, вместе. Вот это отсутствие чувства «быть вместе», «быть заодно», чувства плеча и взаимовыручки в современном обществе и тоска по ним – буквально сквозит в той части картины, где показана современность. Соврменный подросток все это находит там, в далеком пионерском советском лагере.

И тут мне снова вспоминаются строки из песни Знаменского из фильма «Шапито-шоу». В рецензии на фильм "Тряпичный союз" я уже цитировал, процитирную еще раз, уж больно прекрасные и актуальныен стихи :

«Всюду плесень из фальши и лести,

Я забыл, что такое быть вместе.

Я не помню, что, значит быть заодно,

Я уснул словно зритель в кино».

В советском лагере современный подросток просыпается, узнает, что такое быть вместе и быть заодно – при тушении пожара, при рисовании стенгазеты. И, наоборот, советский пионер, попавший в будущее, учит разобщенных и атомизированных ребят общности, учит помогать друг другу, действовать сообща.

Отчасти фильм «Байкальские каникулы» продолжает и развивает тематику, поднятую в фильме «Пионеры-герои», о котором я уже писал рецензию. Но здесь взгляд не со стороны взрослого, а с точки зрения подростка. Этим фильм и ценен.

Очень рекомендую к семейному просмотру!

Tags: коммунизм, рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments