Андрей (andp2027) wrote,
Андрей
andp2027

Фильм «Шантажист» - диагноз позднесоветскому обществу.


В последнее время стал целенаправленно искать неизвестные советские фильмы. Их, оказывается, просто кладезь. Телевизионный ассортимент довольно ограничен, чтобы составить полное впечатление о советском кинематографе. Одно из недавних ярких впечатлений – фильм «Шантажист», убийственный диагноз разлагавшемуся перестроечному СССР. Ниже рецензия на этот крайне тяжелый фильм:

Перестроечные фильмы все очень тяжелые. В них буквально в картинке, в изображении, сквозь кинопленку сквозит и отражается какая-то мрачная атмосфера, угроза, нависшая над советским обществом.

Но фильм «Шантажист» явно выбивается из общего потока перестроечных фильмов и вместе с тем, как бы «идет» в тандеме с другим знаменитым фильмом той же эпохи упадка – «Плюмбум, или опасная игра». Что примечательно – оба фильма сняты в 1987 г., когда для (не)многих здравомыслящих людей было уже понятно будущее СССР.

«Плюмбум» я знаю давно, и очень люблю этот фильм, а вот «Шантажист» стал для меня крупным и неожиданным открытием. Оба фильма закачиваются не по лекалам кинематографического «хэппи-энда» - смертью героев (в первом случае второстепенного – подруги Чутко, второй смертью главного героя). Уже одно это выносит эти фильмы за пределы традиции.

В «Шантажисте» главного героя играет молодой Михаил Ефремов, играет прекрасно.

На мой взгляд «Шантажист» и «Плюмбум» - это взгляд на одну и ту же проблему с разных сторон. В «Плюмбуме» показано во что превращается революционный тип личности рахметовского уровня в загнивающем обществе, как он борется за справедливость и в конечно итоге становится не средством разрешения проблем, а причиной их создание. В фильме прекрасно показано бессилие такого типа личности в обществе упадка и загнивания.

В «Шантажисте» ставится большая философская проблема – можно ли бороться со злом его же методами? Можно ли подлеца и подонка наказывать методами того же подонка. Фильм отвечает, что нет, но для меня самого это большой вопрос. Сам я никогда не опущусь до таких методов, может в силу характера. Нет, не потому, что хочу остаться чистеньким. Ведь с другой стороны – подонок и подлец может оказаться невосприимчив к более высоким методам воздействия, и его придется воспитывать его же методами. Да, это грязно, но кто сказал, что лечение безболезненно, что чистка Авгиевых конюшен будет чистым делом?

Странно, но в фильме «Шантажист» главный положительный герой выставлен отрицательным. Или мне так показалось.

Но все-таки главный герой фильма – это его окружение. Люди, зараженные алчностью, самолюбием, корыстью. «Золотая молодежь» позднесоветского времени стала источником «малиновых пиджаков» 90-х. И в фильме прекрасно показаны эти типажи позднесовесткого времени. Фильм оставляет очень тяжелый осадок. Не потому, что главный герой умирает. А потому, что там показаны такие типажи, после лицезрения которых становится понятным, почему ранний социализм был обречен на временную смерть, на небытие. После просмотра фильма становится ясным, что крах СССР был предрешен и неизбежен. Что нужно было пройти советскому обществу через молохи и жернова капитализма, чтобы вновь возникла общественная потребность, тоска и ностальгия по «новому советскому».

Посмотрите этот фильм! Он очень тяжелый, но он помогает многое понять. И обраите внимание на последние кадры – ключевые, где пророчески показаны последствия гибели Советского союза и будущие реалии 90-х.

Tags: коммунизм, рецензии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments