Андрей (andp2027) wrote,
Андрей
andp2027

Как я стал коммунистом.


В этом тексте я хочу поделиться одной историей. Есть истории о людях, есть о вещах, это – об одной философской мысли, которая оказала на меня решающее мировоззренческое воздействие в том, чтобы я стал коммунистом. Хотел бы поделиться тем, как я «дошел да жизни такой». Кто-то посмеется, кому-то это покажется диким, а кто-то сравнит со своим путем становления. Смеющиеся и «дикие» меня мало интересуют, это пост для тех, кто сравнит со своим. Итак:

В конце 90-х годов в обществе по-прежнему преобладала та атмосфера, когда над коммунистическими идеями либо смеялись, либо считали их дикими. Я и сам повелся на эти смех и дикость. Образование в ВУЗе было пропитано вялотекущим, вязким антикоммунизмом. Профессора «старой гвардии» пытались как-то закамуфлировать свое мировоззрение, но быстро «прочитывались» неглубоким, но быстрым взглядом студента. Никому из них так и не удалось оказать того влияния, к которому они подспудно и тайно стремились.

«Источником» моего мировоззрения стали совсем не университетские профессора. Им стала моя школьная учительница. Имя ее вам ничего не скажет, поэтому здесь я ее буду называть просто «школьная учительница». Она преподавала у нас историю и обществознание.

После окончания школы мы сохранили с ней теплые отношения. Я входил в группу учеников, которые и после школы продолжали к ней периодически приходить, обсуждать разные проблемы. Постепенно кто-то откалывался от группы, приходил все реже и реже. Спустя два года из десяти человек осталось два-три. Групповые встречи становились все реже и реже. И я помню, как на одной из наших встреч она мне предложила: «Андрей, а давай с тобой будем изучать философию?» Будучи уже порядком побитым потребительской «культурой», я помню, как подумал: «Интересно, а сколько надо будет платить за занятие?». Я не задал этого вопроса, боясь обидеть учительницу. И правильно сделал. Это бы ее оскорбило.

После этого мы стали каждую неделю встречаться и проводить наши философские уроки. Наверное, она чувствовала мою зараженность антикоммунизмом, и в наших уроках не было ни намека на эту «дикую» и «смешную» идеологию. Были древнегреческие философы, начиная с Милетской школы, и все последующие крупные мыслители, каждый разбирался подробно. Перед каждым занятием она просила меня читать их труды, потому что для преподавателя «старой закалки» первоисточники были основой основ в изучении философии.

Я уже не помню, как мы заговорили о человечестве: наши беседы часто затрагивали смежные и актуальные темы. Во всяком случае, это был первый раз, когда мне предложили серьезно задуматься над понятием «человечество». Раньше я воспринимал человечество как механическую сумму индивидов и ни разу не задумывался о нем как о едином целом.

В каждом нашем философском разговоре были некие центральные для меня мысли, которые я внутренне выделял как особо важные, потом думал о них, пытался разобраться.
И вот в том разговоре о человечестве прозвучала новая для меня мысль. Я уже не помню, в каком контексте она была высказана учительницей, но саму формулировку я запомнил раз и навсегда:

«Андрей, а ведь перед человечеством сейчас стоит только одна реальная альтернатива: либо оно умрет, либо объединится и выживет. И объединиться оно может только на пути коммунизма. Собственно, коммунизм и есть объединение человечества».

Я ощутил порыв свежего ветра, как будто в тесной, забитой книгами комнате вдруг стало больше кислорода. Для меня такая постановка вопроса была действительно чем-то принципиально новым. В таком разрезе я об этом никогда не задумывался.

Я пришел домой и стал осмысливать сказанное. Есть тектонические сдвиги земной коры, а есть невидимое, медленное, но фундаментальное движение слагающих ее плит. Я впервые в жизни ощущал это фундаментальное и колоссальное движение в себе, в своем мышлении. Редко кому посчастливилось ощущать некие мысли физически, в буквальном смысле слова, чувствовать, как переформатируются нейронные связи в мозгу. Я испытал подобное ощущение трижды в жизни: когда читал первую главу «Капитала» Карла Маркса, когда читал книгу советского философа В. А. Вазюлина «Логика истории» и в тот первый раз – когда осмысливал явившуюся мне альтернативу. Я был много раз счастлив в своей жизни, но, пожалуй, самое глубокое и самое фундаментальное ощущение счастья было именно в эти три момента жизни.

Осмысливая эту мысль, я буквально физически ощущал, как происходило тотальное переформатирование моего мировоззрения. И не только его – самого пространства вокруг меня, пространства исторического и даже географического. По-другому стала представать вся история советского общества, как история великого порыва и прорыва в будущее, к объединённому человечеству. Другой стала мировая география – теперь в ней зияла «черная дыра» на месте СССР.

Что я получил от этого? Я получил нового себя. А еще в придачу я получил очень удобный и практичный критерий различения добра и зла. Теперь все, что «работало» на объединение человечества, стало добром, а все, что «работало» на смерть человечества, – злом. Раньше весь мир был серым и бесцветным. С новым критерием я получил возможность различать «цвета» поступков, исторических событий, личностей, политиков и прочая и прочая. С тех пор для меня все – люди, события, даже вещи -делится только на две группы: то, что прямо или косвенно связано с объединением человечества, и то, что связано с его смертью.

Кто-то скажет, что это романтизм и витание в эфемерных облаках. Не знаю, не знаю. Для меня нет ничего практичнее этой магистральной «дороги» человечества – пути его объединения. Даже собственные поступки я совершаю и оцениваю, предварительно согласовав и сопоставив их с этим критерием. Не скрою, оказаться на стороне добра получается не всегда, но я больше чем уверен, что равнодействующая всех моих мыслей и поступков в итоге склонится на ту сторону, на которой перспектива коммунистического объединения человечества.

Так я стал коммунистом. Если бы меня спросили, как можно определить коммуниста, то я бы ответил так – это тот, кто прямо или косвенно проводит жизненную линию, совпадающую с перспективой объединения человечества в единое согласованное целое. А что значит такое целое, которое советский философ В. А. Вазюлин называл органическим? Многим кажется, будто коммунизм – это утопия, идея «рая на «земле». Это далеко не так. В этом обществе будут свои противоречия, но это будут противоречия другого рода. Коммунизм – такая общественная целостность человечества, при которой противоречия «работают» на его развитие и совершенствование, а не на разрушение и гибель. Советский Союз был первым шагом в эту сторону, поэтому защищать и чтить память о советском опыте – это тоже значит быть коммунистом.

Такова моя личная история этой философской мысли.

Tags: коммунизм, философия
Subscribe
promo andp2027 april 19, 2015 07:03 17
Buy for 20 tokens
Продолжаю писать сказки. На этот раз сказка о волшебном Лесопарке. В одном волшебном зоопарке достаточно недавно – еще в досказочные времена (то есть до написания этой сказки) – взяли да и отменили клетки, а сам зоопарк переименовании в Лесопарк. И теперь все животные могли свободно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →